Дата публикации: 14 декабря 2020
«Мост памяти - города Трудовой Доблести и люди героического труда» Проект направлен на формирование позитивного исторического облика России, как экономически значимого государства с огромным энергетическим, промышленным и интеллектуальным потенциалом.
Промышленность в годы войны
В годы Великой Отечественной войны промышленность Ярославля занимала важное место в экономике страны. Поскольку многие крупные заводы были эвакуированы на восток, а промышленные районы на юге и западе страны оккупированы, не занятые врагом территории, в том числе и Ярославский край, взяли на себя производство многих видов оборонной продукции. С осени 1941 года на Ярославском автомобильном заводе (ныне Ярославский моторный завод) началось массовое изготовление пистолетов-пулеметов Шпагина, ручных осколочных гранат, трассирующих снарядов для зенитных орудий, противотанковых бронебойных снарядов. Продолжался выпуск артиллерийских тягачей и грузовиков для армии.
самом начале войны Ярославский автомобильный завод (сегодня ПАО «Автодизель» ЯМЗ) получил задание приступить к выпуску новой продукции. С осени 1941 года началось массовое изготовление пистолетов-пулеметов Шпагина, ставших символом советского солдата, ручных осколочных гранат, трассирующих снарядов для зенитных орудий, противотанковых бронебойных снарядов. С сентября 1943 года выпущенные заводом ярославские тягачи «Я-12», названные «чудо-машинами», стали поступать на фронт. Тягач мог развивать скорость 40 км час, имея на прицепе 6-дюймовое орудие. Ярославский электромашиностроительный завод (сегодня ОАО «ELDIN» ЯЭМЗ) перешел на выпуск сопел для гвардейских минометов, военно-инженерного инструмента для возведения оборонительных сооружений, позднее — стартеров к танкам, тротиловых зарядов. А с начала 1942 года завод возобновил выпуск электротехнической продукции, необходимой тылу.
Ярославский электромашиностроительный завод перешел на выпуск сопел для гвардейских минометов, позднее – стартеров к танкам, тротиловых зарядов. Для плавки тротила позаимствовали котлы кондитерской фабрики, в которых ранее варили карамель. Здесь же, на ЯЭМЗ, производили военно-инженерный инструмент для строительства оборонительных сооружений, а также электротехническую продукцию, необходимую в тылу.
Ярославский шинный завод снабжал фронт и тыл всеми возможными видами шин и покрышек – для автомобилей, пушек, броневиков, бомбардировщиков. После блокады Ленинграда этот завод остался единственным в стране предприятием, производящим покрышки для нужд фронта.
Ярославский шинный завод (сегодня АО «Кордиант»), выделившийся из Резино-асбестового комбината в 1941 году, снабжал фронт и тыл автомобильными шинами, аэропокрышками, шинами для пушек и броневиков, а также для бомбардировщиков. После блокады Ленинграда завод остался единственным отечественным предприятием, производящим покрышки для нужд фронта. Трудно переоценить его значение для победы в войне. Завод «Резинотехника» (сегодня ОА «Ярославль-Резинотехника») к середине 1943 года, после частичной эвакуации, выпускал аэростаты, понтоны, пулеметно-переправочные мешки, прорезиненные костюмы и комбинезоны. На заводе синтетического каучука кроме основной продукции, производили технический эфир и альдегид. Еще до войны в 1932 году на заводе впервые в мире был синтезирован искусственный каучук. Ярославский завод «Красный маяк» освоил производство боеприпасов, минных взрывателей, корпусов мин и авиабомб и противотанковых бомб. До войны был налажен выпуск электровибраторов. Без них не обходилось ни одно крупное строительство, и они очень пригодились при восстановлении народного хозяйства страны. Ярославский электровозоремонтный завод изготовлял солдатские котелки, снаряды, кроме основной продукции —бронепоездов, строил бронеплощадки, выпускал тракторные запчасти.
Завод «Резинотехника» к середине 1943 года, после частичной эвакуации, выпускал аэростаты, понтоны, пулеметно-переправочные мешки, прорезиненные костюмы и комбинезоны. На заводе синтетического каучука, где еще до войны, в 1932-м году, впервые в мире был синтезирован искусственный каучук, кроме основной продукции, производили технический эфир и альдегид.
С первых дней войны был перестроен режим работы Ярославского комбината «Красный Перекоп». Работали в неотапливаемых цехах по 11 часов в две смены, иногда сутками не выходили из цехов. В 1943 году фабрика освоила выпуск новой технической ткани – бельтинга, необходимой для горнорудной и каменноугольной промышленности. За годы войны красноперекопцы дали стране около шести с половиной миллионов метров технической ткани.
«Пусть же знаю все, что на ярославских катерах мы переправлялись через Одер и Шпрее, что в Берлин мы ворвались на ярославских автомашинах, обутых в ярославские шины. Ярославскими снарядами и минами заставили мы фольксштурмовцев поднять руки в тоннелях берлинского метро. Ярославские крепкие армейские сапоги стучали по берлинской панели, и знаменитая душистая ярославская махорка дымилась в наших трубках и «козьих ножках», когда Москва салютовала Победе над поверженной гитлеровской Германией».
Василий Смирнов, писатель, участник Великой Отечественной войны.
Топливно-энергетический комплекс.
В мирное время промышленность области потребляла большое количество донецкого каменного угля и бакинской нефти. В годы войны в топливном балансе области возросла доля местного топлива – торфа и дров. Темпы добычи торфа ежегодно повышались, заготовка древесины увеличилась в два с половиной раза. К 1945 году в области было уже 9 торфопредприятий, а число лесозаготовительных пунктов увеличилось почти в четыре раза.
Несмотря на невыносимо трудные условия военного времени, с привлечением заключенных Волголага, было закончено строительство Рыбинской и Угличской гидроэлектростанций. В те дни, когда фашистская армия штурмовала Москву,
в ноябре 1941 года, был введен в строй первый, а спустя три месяца - второй генератор Рыбинского гидроузла. Выработка электроэнергии в военные годы непрерывно увеличивалась, и в победный 45-й год составила 224 процента к уровню довоенного 1940-го. Электростанции области не только обеспечивали энергией потребности местных заводов, но и поставляли энергию в Москву, Московскую и другие области. Когда осенью 1941 года немцы подошли к Москве, захватили ряд подмосковных районов, перерезали некоторые железные дороги и создали серьезные затруднения в подвозе угля и нефти, волжские гидроэлектростанции бесперебойно снабжали электроэнергией московские заводы. В целом же за время войны Рыбинская и Угличская ГЭС выработали более 4 миллиардов кВт/ч электроэнергии.
Продукция, производимая на ярославском предприятии «Красный маяк», сыграла значительную роль в Курской битве. Уже во время подготовки к битве стало ясно, что на помощь советским танкам и артиллерии должна прийти авиация. Однако для уничтожения закованной в броню вражеской техники требовалась гигантская взрывная сила, а штурмовик «Ил-2» мог взять только четыре 100-килограммовые бомбы. Главный конструктор ЦКБ-22 Иван Александрович Ларионов предложил «сыпать с неба» не большими, а маленькими бомбами весом всего в два с половиной килограмма. При таком подходе «Ил-2» мог взять на борт сразу 312 таких устройств. Этот боезапас позволил бы одновременно покрыть частыми ударами территорию более трех тысяч квадратных метров.
Конструкция бомбы-малютки была продумана досконально. По замыслу изобретателя, при столкновении с броней должен был взрываться только её кожух, осколки которого поражали пехоту, часто наступавшую вместе с танками. А носовая часть бомбы при помощи раскаленной струи топлива прожигала броню толщиной до 6 сантиметров и проваливалась внутрь. Иван Ларионов был уверен, что это приведет к возгоранию танкового масла и бензина, или к взрыву боекомплекта.
Испытания кумулятивной авиабомбы проводились в течение пяти месяцев. После завершения испытаний в апреле 1943 года бомбу приняли на вооружение. Она получила сложное наименование «ПТАБ-2,5-1,5». Наркому боеприпасов Борису Ванникову поручили уже к 15 мая 1943 года предоставить для нужд фронта 800 тысяч таких авиабомб. Срочный заказ по их изготовлению разместили на полутора сотнях предприятий. Задание Государственного Комитета Обороны на выпуск корпусов противотанковых авиабомб получил и ярославский завод «Красный маяк». В кратчайшие сроки была организована их поточная сборка. Введённая технология позволила работникам выполнять производственную норму в среднем на 200 процентов. Но и это был не предел. Старый рабочий завода А.Паутов, сорок лет проработавший на производстве, взял обязательство выдавать за сутки по три обычных нормы. «Мой труд, - писал он, - принадлежит фронту, бойцам, которые защищают мою Родину, моих детей, отстаивают мое право на человеческое существование». Однажды Паутов, выполняя заказ по изготовлению новой продукции, целых 36 часов не покидал своего рабочего места. Энтузиазм заводского коллектива привел к тому, что всего за две майские недели на «Красном маяке» было изготовлено 20 тысяч корпусов для кумулятивных авиабомб.
Надежда военных на эффективное применение этого нового оружия полностью оправдалась. Помог и эффект внезапности. Немцы были прекрасно осведомлены о слабой результативности обычных бомбардировок своих танков с воздуха. Поэтому колонны «Тигров» и «Пантер» подтягивались кучно, иногда «зазор» между боевыми машинами был всего несколько метров. Пользуясь этим, летчики 291-й штурмовой авиадивизии впервые применили кумулятивные бомбы на южном фасе Курской дуги. Это произошло 5 июля 1943 года. Летчикам удалось совершенно внезапно для противника вывести из строя сразу 30 танков. В тот же день еще около 90 единиц немецкой бронетехники было «прожжено» асами 17-й воздушной армии в районе переправ через реку Северный Донец.
Так бомбы-малютки с «Красного Маяка» внесли свой вклад в крупнейшее в истории XX века танковое сражение.
Фото из фондов ЦДНИ ГАЯО