Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Военно - промышленный Томск

Дата публикации: 21 декабря 2020

«Мост памяти - города Трудовой Доблести и люди героического труда» Проект направлен на формирование позитивного исторического облика России, как экономически значимого государства с огромным энергетическим, промышленным и интеллектуальным потенциалом.


 

До войны в Томске основными отраслями промышленности являлись пищевая и деревообрабатывающая – сугубо мирные предприятия местного подчинения. С первых дней войны предприятия города перешли на работу по режиму военного времени. Было прекращено производство некоторых видов гражданской продукции.

 

В июле-декабре 1941 года в Томск начали прибывать эшелоны с людьми и платформы с оборудованием и материалами эвакуируемых предприятий в связи с оккупацией ряда западных промышленных районов страны. В числе первых в июле-августе 1941 года город принял электростанцию, фанерную и спичечную фабрики из белорусского Гомеля, завод "Пневматика", часть завода "Электросила" из Ленинграда.

Некоторым эвакуированным предприятиям, в основном небольших, удалось встроится в производственную структуру Томска: местных предприятий на тот момент в городе было 56, но среди них практически не было больших. Почти всем им пришлось принять гостей. Так, гомельские фанерная и спичечная фабрики разместились на спичфабрике «Сибирь». Харьковский цех маршейдерских инструментов, завод «Пневматика», конотопский «Красный металлист» влились в Томский электромеханический завод, увеличив более чем втрое его станочный парк. 

Крупным промышленным предприятиям достались совершенно неприспособленные здания: корпуса высших учебных заведений – университета, политехнического, педагогического и транспортного институтов, Дом науки, Красные казармы, конюшни, а ленинградской «Электросиле» один лишь фундамент на строительной площадке заложенного в 1940 году Томского завода трехфазных двигателей. Завод «Красный богатырь» был размещен в стенах закрытой Богоявленской церкви на площади Ленина. 

Привезенное оборудование в несколько тонн нередко приходилось перетаскивать на металлических листах самим рабочим за неимением транспорта. Одновременно строились заводские корпуса, приспосабливались под производственные нужды здания и помещения, сооружались фундаменты для станков и оборудования. 

Отсутствие у предприятий подъездных путей вынудило начать прокладку к ним железнодорожной колеи. Строили ее преимущественно студенты, причем в большинстве – студентки. В осеннюю слякоть и наступившую зимнюю стужу долбили они мерзлую землю, таскали шпалы, вручную укладывали рельсы. Железнодорожные ветки общей протяженностью 24 километра, проложенные по городским улицам, связали основной колеей большинство промышленных предприятий и электростанцию. 
 

Из буклета "Томск – вклад в Победу", Музей истории Томска, Томский областной краеведческий музей

Главный корпус электролампового завода. 1942 год

Эвакуация

Свой отсчет официальная «большая» томская промышленность ведет именно с 1941 г. С началом войны в Томск были эвакуированы в общей сложности 32 завода разного профиля.

Среди них были знаменитые предприятия — «Красный богатырь», «Москабель», Московский электроламповый завод и многие другие — из Москвы, Ленинграда, Гомеля, Конотопа, Харькова, Ярославля и других городов СССР. Некоторые из них прибыли в Томск лишь в частичном виде — как тот же МЭЛЗ — и были слиты с другими эвакуированными или томскими предприятиями. «Местных» на тот момент в городе было 56 предприятий, но все они были довольно небольшими. Часть предприятий сохранили старые названия, часть получили новые:

Вместе с заводами в Томск эвакуировались и самые разные специалисты — всего порядка 50 тысяч человек перебрались сюда в годы войны.

Под заводы передавали все помещения, которые хотя бы минимально подходили: корпуса высших учебных заведений — университета, политехнического, педагогического и транспортного институтов; Красные Казармы, Дом Науки, здание городской больницы, конюшни, здание Богоявленского собора, ну и, конечно же, уже действующих предприятий, вроде «Спичфабрики».

Томский шпалопропиточный завод. Сменный мастер определяет качество готовой продукции

Томский шпалопропиточный завод. Сменный мастер определяет качество готовой продукцииОт двигателей для танков до «коктейля Молотова»

До войны в Томске основными отраслями промышленности являлись пищевая и деревообрабатывающая. Местные предприятия стали работать на оборонные нужды уже летом и осенью 1941-го. Хлебокомбинат развернул производство «сухарей специального назначения», городской молочный завод начал выпускать казеин, швейная мастерская – гимнастерки, солдатское белье, фабрика карандашной дощечки – тару для консервов и боеприпасов, аккумуляторный шпон, а кондитерская фабрика – пищевые концентраты. Уже в конце 1941 года половина эвакуированных предприятий начала выпуск продукции. 

В ноябре был собран первый томский подшипник, спустя месяц – первый электродвигатель. 15 декабря изготовлена первая тысяча самолетных ламп, ставшая точкой отсчета в истории первого в Сибири электролампового завода. 

В начале 42-го года вступили в строй завод радиомашин (№650), созданный на базе эвакуированного в Томск Московского электротехнического завода им. Лепсе; «Сибкабель», появившийся в результате объединения прибывших в Томск предприятий «Москабель» и «Электропривод»; Томский манометровый завод, созданный из трех эвакуированных ленинградских заводов, производящих измерительную аппаратуру, и московского завода «Манометр» и др.

Руководство города приняло решение построить железнодорожную колею от станции Томск-II к центру города. Эту работу в осеннюю распутицу, под дождем и снегом, в морозы выполняли студенты томских вузов и курсанты военных училищ.

Из буклета "Томск – вклад в Победу", Музей истории Томска, Томский областной краеведческий музей

Томск-II. Отправка леса по железной дорогеЖелезнодорожная ветка общей протяжённостью 24 км, проложенная по городским улицам, использовалась для доставки топлива, сырья, отгрузки готовой продукции на фронт. Методом народной стройки горожане возводили новую электростанцию ГРЭС-2, пуск которой состоялся 30 апреля 1945 года.

 

Результатом такого самоотверженного труда стал выпуск продукции эвакуированными предприятиями раньше установленного срока. В Томске появились новые отрасли промышленности: электротехническая, резиновая, оптико-механическая, обеспечившие его дальнейшее индустриальное развитие в послевоенные годы.

Томск, насчитывающий перед войной 150 тысяч человек населения, разместил 50 тысяч эвакуированных рабочих и служащих, членов их семей, вывезенных из прифронтовой полосы.

 

Из буклета "Томск – вклад в Победу", Музей истории Томска, Томский областной краеведческий музей

ТЭС. Пединститут. 1943 годТомские вузы и техникумы, несмотря на трудности военного времени, продолжали обучение студентов, выпустив за годы войны 3636 врачей, инженеров, педагогов и других высококвалифицированных специалистов, а также 1,5 тыс. человек со средним специальным образованием. Для подготовки рабочих кадров были открыты шесть ремесленных училищ и семь школ ФЗО.

Поделиться: