Дата публикации: 01 июня 2020
Елена Владимировна Резник? доктор медицинских наук, профессор, заведующая учебной частью кафедры госпитальной терапии № 2 лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, врач-терапевт, кардиолог, врач функциональной диагностики Городской клинической больницы имени В.М. Буянова.
— Медицинское сообщество столкнулось с настоящим вызовом. Проявляются ли в этой ситуации аспекты, на которые в будущем стоит обратить особое внимание?
— Действительно, пандемия стала настоящим вызовом для медицинского сообщества и для всего мира.
С начала распространения COVID-19 в Китае и в Европе в нашей стране пристально следили за информацией о развитии событий. Российская система здравоохранения, в особенности московская, успела подготовиться к встрече с вирусом. Было проведено перепрофилирование многих стационаров под лечение пневмоний и коронавирусной инфекции, подготовлены инфекционные койки для лечения больных. С начала марта в аэропортах дежурили выездные бригады врачей. Они проводили термометрию, анкетирование, брали мазки на коронавирус у лиц, возвращавшихся из эпидемиологически неблагоприятных регионов, госпитализировали или направляли на самоизоляцию заболевших и контактных лиц, чтобы уменьшить количество заболевших.
Но долгое время многие не осознавали, а в некоторых регионах до сих пор не все осознают серьезность ситуации. Те, кто должны были сидеть дома в добровольной самоизоляции, отправлялись в салоны красоты, торговые центры и так далее. Люди с симптомами ОРВИ, под маской которой может протекать коронавирусная инфекция, а также те, кто совместно с ними проживает, продолжали работать. Люди с диагностированной при компьютерной томографии вирусной пневмонией возвращались домой на общественном транспорте и т. п. После введения социального мониторинга пациенты на ранних стадиях заболевания и при легких формах не обращались за помощью. Всё это привело к тому, что количество заболевших оказалось гораздо больше, чем могло бы быть.
Ситуация была для всех новой и неожиданной. Она показала, что крайне важна реакция на вызовы не только системы здравоохранения, но и реакция всего общества. Необходимо, чтобы официальные СМИ своевременно распространяли среди широких слоев населения научно-обоснованные объективные особенности ситуации, с которой все мы столкнулись. В потоке противоречивой информации людям сложно разобраться, они зачастую начинают выбирать то, что удобно и привычно для них.
Из презентации Е.В. Резник
Крайне важна всеобщая стратегия преодоления пандемии. Для этого необходимо привлечение экспертов — врачей-эпидемиологов, вирусологов, терапевтов, пульмонологов, реаниматологов и др. медицинских специалистов, психологов, а также необходима разработка и демонстрация математических моделей. С помощью таких моделей можно наглядно показать количество заболевших при естественном течении инфекционного процесса и соблюдении противоэпидемических мероприятий, рассчитать их стоимость и прогнозируемую эффективность. На основании объективной и грамотно преподнесенной информации возможно формирование понимания происходящего, ответственности за себя и окружающих и мотивации населения для соблюдения санитарных норм. Только так реакция населения на принимаемые меры будет адекватной и осознанной. И в этом случае не потребуется жестких форм контроля за соблюдением карантина. И можно будет быстрее справиться с вызовом.
Не могу не отметить ситуацию с заражением медицинских работников. У многих коллег развились двусторонние пневмонии, потребовалось назначение 3-4 видов антибиотиков. Около 300 из 3814 погибших в нашей стране — медики. Крайне важно обратить внимание на профилактику заражения среди медицинских работников, достаточное количество средств индивидуальной защиты. Ведь даже при достаточном количестве коек в стационаре и машин скорой медицинской помощи без наличия нужного количества незараженных врачей, среднего и младшего медперсонала невозможно адекватное оказание помощи больным людям.
Важно понять, что гибель, эмоциональное выгорание, посттравматический синдром среди врачей могут отбросить нашу медицину назад в прошлое. А этого нельзя допустить.
— Мне всегда казалось, что люди, которые идут учиться на врача — невероятно волевые и трудолюбивые. Ведь медицинское образование — это огромный пласт знаний и практических умений. Так ли это? Или в действительности всё еще сложнее?
— Медицинское образование — это, действительно, сложная сфера, которая требует изучения и понимания большого объема информации, практический опыт. Помимо этого, необходимо постоянно, практически всю жизнь, повышать свою квалификацию, изучать новые взгляды на механизмы заболеваний, подходы к лечению.
И несмотря на все это, иногда мы действительно не можем помочь так, как бы нам этого хотелось. Не от того, что мы не хотим помогать, просто существуют другие объективные вещи, которые не зависят от врача. К сожалению, результат длительного неправильного образа жизни и вредных привычек не всегда можно обратить вспять с помощью методов медицины.
Часто реакция общества и средств массовой информации на отдельные действия врачей не совсем адекватная. Да, бывают неоднозначные ситуации, и, действительно, и в медицинской сфере имеет место халатность, безграмотность. Но мы делаем все возможное, чтобы снизить такие случаи до минимума. Важно, чтобы оценку в сложных неоднозначных случаях давали медики, ведущие специалисты в соответствующих областях медицины.
Из презентации Е.В. Резник. Другие слайды доступны по ссылке.
Даже сейчас в условиях пандемии, когда врачи рискуют собственной жизнью, общество не всегда ценит их самоотверженность. Это, кроме всего прочего, очень сильно влияет и на выбор вуза сегодняшними школьниками. Насколько они захотят поступать в медицинские вузы после того, что произошло, — пока не ясно.
Хочется, чтобы отношение общества к медицинским работникам изменилось. Ведь медиками становятся талантливые, волевые и трудолюбивые люди, которые реально хотят помогать окружающим и делают всё, что в их силах.
Я уверена, что эта одна из самых важных и нужных профессий. И, конечно, хочется, чтобы самые ответственные и одаренные молодые люди шли в медицинскую область.
Меня часто спрашивают — какие у вас студенты? Конечно, все они разные. Иногда и я встречаю тех, кто пошел в медицину, не зная, что это такое. Им достаточно тяжело дается обучение, и зачастую, они не идут работать по специальности. Но много и тех, кто учится по призванию — они понимают важность образования, осознают, чем хотят заниматься. Такие способные и трудолюбивые ребята становятся в дальнейшем настоящими профессионалами.
— Медицина развивается стремительно. Как современным врачам и тем, кто только начинает учиться, поспеть за этим развитием?
— Конечно, медицина не стоит на месте. И поспеть за развитием сразу всех ее сфер невозможно. Именно поэтому после 6 лет обучения начинается специализация. Успеть за новостями в какой-то одной области, в которой работает врач, реально. Как правило, вне пандемии информация существенно обновляется каждые 3-5 лет.
Если человек грамотный, целеустремленный, настроенный на получение новой информации, он с легкостью ее найдет. К тому же проводится множество конференций, на которых специалисты могут обмениваться идеями, мыслями, опытом. Информация распространяется также в виде вебинаров, статей на русском и английском языках.
В последние годы темпы работы в здравоохранении были очень высокими. В связи с оптимизацией нагрузка на врачей стала колоссальной. Очень хочется вернуться к параметрам до оптимизации. Ведь в условиях большого объема работы поспеть за новой научной информацией достаточно тяжело.
Тем не менее, есть врачи, которые стараются следить за новостями. Остается надеяться, что после пандемии введут меры по снижению нагрузки на врачей. Тогда поспеть за научной информацией будет значительно легче.
— Как преподавателю и практикующему врачу — сложно ли вам совмещать две этих важных деятельности?
— Это, конечно, сложно, но, с другой стороны — крайне необходимо. Если преподаватель — теоретик, и не имеет опыта работы с пациентами, то передать знания студентам будет очень сложно (я бы даже сказала — невозможно).
Это наша работа, наша любимая работа. И, наверное, такое отношение позволяет нам успешно совмещать преподавательскую деятельность и врачебную практику, а иногда и научную.
— Сейчас многие врачи столкнулись с необходимостью переквалификации. Насколько сложно так быстро менять профиль? И вообще возможно ли это?
— Конечно, для любого врача тяжело менять привычный профиль. Сегодня среди врачей, которые лечат людей от COVID-19, встречаются и офтальмологи, и хирурги, и гинекологи. Некоторым приходится работать в реанимации. Подготовить терапевта, пульмонолога, реаниматолога за неделю нереально. Но в условиях пандемии не было выбора. Это вынужденная мера.
Я надеюсь, что после победы над пандемией, статус врача повысится, как и количество людей, которые захотят идти в медицину. Очень важно в медицинском вузе выделить большее количество часов обучения для преподавания терапии во время обучения студентов и большее количество мест в ординатуре выделять для подготовки терапевтов. Как показала практика — система здравоохранения очень в них нуждается.
— Как медики будут возвращаться к работе в рамках своей специализации?
— Не думаю, что вернуться к работе по своей специальности будет сложно. Сейчас важная задача — убедить людей на фоне снижения количества заболевших продолжать соблюдать противоэпидемические мероприятия. Без этого врачи, которым пришлось переквалифицироваться, могут не скоро вернуться к привычной деятельности.
— Что бы вы пожелали молодым ребятам, которые решили стать врачами? Особенно тем, кто будет поступать в этом году на фоне эпидемиологической ситуации?
— Я буду рада, если ребята, которые хотели стать врачами, сохранят свое стремление даже на фоне происходящих событий. Я желаю им стать хорошими специалистами в будущем. Важно понимать, что это огромный труд. Чтобы стать профессионалом и востребованным специалистом, нужно потратить немало сил на обучение и практическую деятельность.
Я желаю им сохранить огонь внутри — желание помогать людям на долгие годы. И для начала, поступить, конечно же. По возможности впитать всю информацию, которую им готовы дать преподаватели. И, разумеется, желаю им удачи и здоровья!